Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

10 тезисов к дискуссии о возможностях теории медий

Хартман Франк
10 тезисов к дискуссии о возможностях теории медий в эпоху информационного общества
Frank Hartmann: Cyber.Philosophy. Passagen-Verlag. Wien 1999 (1996). S. 141-143.

1. Развертывание телематики, как и в случае иных технологических инноваций, создает широкий базис для различных проекций общественных надежд, причем, однако, дигитальная революция информационной эпохи поначалу не сопровождается какими бы то ни было опознаваемыми социальными переменами, позволяющими говорить о возникновении информационного общества.

2. Конец эпохи модерна знаменуется не смертью книги, но разрывом с принципом линеарной масс-медийной коммуникации. Доступность текстов в электронном формате характеризует возникновение новой гибридной медиальной формы. Развертывание online-культуры применительно к научному дискурсу обозначает определенный индустриальный сдвиг, порывающий с традиционным производственным принципом также и в области социальных и гуманитарных дисциплин.

3. Информация – это определяющее свойство постиндустриального общества, его ключевой пробел и движущий принцип. Информация – это не то, что передается (как в модели сообщения), но есть отношение и как таковое – фактор медиальных феноменов, творящих своеобычные реальности, а не отсылающие к «самой реальности».

4. Коммуникация – это не линеарный поток данных от отправителя к получателю. Она – это сохраненное кибернетической энергией отношение между всеми причастными к коммуникативному процессу феноменами.

5. Лишь проводимое посредством социальнонаучного обоснования просвещение может демифологизировать media-бум, характеризующий нынешний этап перехода к информационному обществу. При этом следует осуществить критический разрыв с традицией идентификации технически осуществимого и социально полезного в развитии медий; необходимая здесь археология коммуникации должна выявлять социокультурные условия так называемой коммуникативной революции, а также демонстрировать общественную действительность с учетом новых коммуникативных отношений

6. Информационный взрыв не является проблемой; строго говоря, информационного потока не существует, а есть только несоразмерная медиальной действительности практика устаревших культурных техник.

7. Культурные техники исторически обусловлены. Постоянно заявляемая в отношении постсовременного общества утрата смысла и ориентиров в действительности является утратой освоенного прежними культурными техниками сенсориума знаков. При исчерпывании той или иной культурной техникой ее потенциала установившиеся культурные коды релятивируются, а традиционные формы редукции сложности подвешиваются.

8. Культуру должно анализировать как язык и эффект применения ей свойственных медиальных техник. Школы аналитической, романтической и эманципаторной критики культуры в XX столетии приняли на себя тяжелое наследие традиций философской критики познания и языка. Безоговорочно солидаризироваться с ними означало бы подвергнуть себя опасности культуркритического пессемизма. Критический проект может быть продолжен лишь в форме критики заданной информации – критики, рефлектирующей условия возможности информационного общества.

9. Медиа информируют также и по ту сторону типографического порядка алфавита. В наше «столетие глаза» утверждаются новые формы иконической коммуникации; через ревалоризацию использования в социальных науках определенных форм визуализации наряду с линеарной аргументацией культуртехническая догма логоцентризма уже является разрушенной.

10. Теория медий соотносится не с медиальным опосредованием в смысле репрезентации некоего мира полного «объективностей», но с медиально генерированным символическим порядком. По ту сторону привычных культуртехнических догм и аукториальной субъективности посредством дигитальных кодов и электронных медий возникают новые культуртехнические продукты (например, гипертексты), в которых общественное знание представляет себя комплексным образом – незавершенным, но открытым для тех или иных целей. Теория медий развертывается в проблемном поле этого культурного разрешения необходимой герменевтики смысла.

Источник: Публикация на сайте Gnosis.Ru