Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

Маркс и Маклюэн

Дмитрий Булатов: Всегда настороженно относился к концепции Маклюэна относительно рассмотрения техники как продолжения органов человека. Все-таки эта модель является отражением культурных взглядов XIX века – еще в 1877 году она была подробно описана Эрнстом Каппом в книге “Основы философии техники”. Забавная подробность: еще за десять лет до выхода в свет книги Каппа, Карл Маркс писал: “Предмет, которым человек овладевает непосредственно – есть не предмет труда, а средство труда. Так данное самой природой становится органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя, таким образом, вопреки библии, естественные размеры последнего”. Получается, что Маклюэн – вполне себе последовательный марксист. С удовольствием представляю себе выражение лиц многих своих западных коллег – техно-художников или теоретиков медиа – в чьем творчестве до сих пор отчетливо слышны отголоски этих концепций.

Маркс и Маклюэн 

Костя Митенев: а что ты хочешь сказать, Дмитрий? Что человек уже избавился от своего тела?

Дмитрий Булатов: Костя, я хочу сказать, что антропоцентрический подход Маклюэна (Маркса, Каппа) к технике по-меньшей мере устарел.

Костя Митенев: хорошо – устарел. Назови альтернативы, плс )

Дмитрий Булатов: Как вариант – рассмотреть существование неантропоцентричных технологических версий. А именно – предположить, что “искусственная” реальность производится инфраструктурой технологического порядка, которая активирует до-индивидуальное, до-вербальное и до-социальное измерение человека. Эта реальность оказывает на нас скрытое и форматирующее воздействие посредством базовых элементов своих материальных носителей и осуществляется в обход когнитивной составляющей. Здесь в качестве знаковых несущих выступают регуляторные функции, потоки и органы, которые нельзя артикулировать в рамках бинарных оппозиций субъект-объект, человеческое-нечеловеческое и т.д…

(Открытая дискуссия в Фейсбуке, февраль 2013)