Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

О сюжетах и шансах

Дмитрий Булатов

Всем известна формула Маклюэна "Средство – есть сообщение". Эту формулировку остается лишь связать с менее известным его пояснением, согласно которому содержанием одного медиума всегда является другой медиум. Вспомним для примера – в отношениях между видео-артом и телевидением было характерно то, что в большинстве случаев содержанием видео-арта являлось телевидение, содержанием ТВ являлся художественный фильм, содержанием фильма – роман, содержанием этого романа – его типографский набор и т.д. Вроде всё правильно, однако в результате такой "нарративной" стратегии мы сведем всю художественную работу исключительно к тем медиа, которые обращены к открытой, граждански ответственной, демократической и всегда готовой платить публике. Именно такой “сюжетный” подход остаётся доминирующим в России (играет ли здесь решающую роль сплетение литературоведения и искусствоведения на стадии Школы или наша пресловутая “логоцентричность” – мне неведомо).

Подобное самоограничение искусства "содержательными" моментами было оправданно до тех пор, пока на международной сцене правил концептуализм, однако уже к концу 1990-х эта изолированность начала уходить в прошлое на всех уровнях. В разных странах образовательные институции справились с этой задачей, заимствовав понятие медиума из родных для него областей знания – из математической теории коммуникаций (Клод Шеннон), физики (Джон фон Нейман) и биологии (Жорж Кангийем). Образовались разные медианаправления, имеющие свои технические основания, в которые встраиваются те или иные художественные исследования. Я не знаю, дождусь ли я того момента, когда в наших арт-школах будут преподавать теорию Шеннона или концепции Кангийема о “средствах и средах”. Но зато я знаю, что до тех пор мне будет сложно говорить о каких-либо шансах российских художников на международной сцене. Если, конечно, мы говорим о “фабриках мысли” в искусстве, а не о “фабриках звезд”.

Комментарии:

Игорь Коновалов метанарративность не для нас, где существует фундаментализмы: православие, национализм, коммунизм.

Дмитрий Булатов Уже приходилось говорить на эту тему – проблема заключается в том, что нельзя быть актуальными на территории постиндустриальных смыслов, оперируя в своих произведениях индустриальными (или тем паче – доиндустриальными) смыслами.

Игорь Коновалов согласен полностью…

Антон Белов Дмитрий, кого педагогом брать?

Дмитрий Булатов Антон, преподавать технологии – приглашать из-за рубежа и из российских междисциплинарных вузов (по технологиям), теоретиков искусства- полагаю 50% на 50%. Мы очень сильно отстали на "физическом" уровне – и это нас жестко отбрасывает назад. В одном лице и "физика" и "теоретика" в России отыскать сложно.

Антон Белов Дмитрий, согласен. Но боюсь уже одной теорией не обойтись! Нужно строить комплекс с физической базой. Даже если выучить, трудно реализовать будет в наших условиях.

Дмитрий Булатов Наиболее удачные решения последнего времени, с которыми мне приходилось встречаться за рубежом – это организация худ.факультетов в технологических ВУЗах. Дело в том, что там есть постоянно усложняющаяся "физическая" основа (допустим, оборудование для стволового инженеринга или наноисследований или робототехники) и что главное – специалисты-технологи высочайшего уровня. Приобретать такое оборудование в Центры искусств – нереально. А подогнать хороших теоретиков искусства на такие факультеты – возможно.

Антон Белов Дмитрий, а какие примеры вы можете привести мировые? Где это успешно функционирует?

Дмитрий Булатов В Перте, Австралия – факультет современного искусства и тканевых технологий / стволового инженеринга; Университет Огайо, США – факультет современного искусства и робототехники; Университет Амстердама – факультет современного искусства и геномики; Университет Токио – факультет современного искусства и медиатехнологий. В Европе и Канаде еще действуют через систему Технологических фондов и корпораций – но эта система спонсорская и мне не кажется удачной – в том числе по идеологическим соображениям. Можно конечно строить свои ZKM и Ars Electronica центр, но это нереальные для России вложения, а ZKM уже и морально устаревшая концепция (военпром+арт).

FB