Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

МАК-ЛЮЭН, МАРШАЛЛ

МАК-ЛЮЭН, МАРШАЛЛ (McLuhan, Herbert Marshall) (1911–1980), также Маклюэн, Маклуэн, канадский филолог, исследователь психологических и социальных последствий развития языка и средств массовой коммуникации. Родился в Эдмонтоне (провинция Альберта, Канада) 21 июля 1911. Учился в университете Манитобы (Виннипег, Канада) (1928–1934) и Кембриджском университете (Англия) (1934–1936), где в 1943 получил степень доктора наук по риторике, защитив диссертацию Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time). Специалист по литературе Средних веков и эпохи Возрождения, преподавал в ряде американских и канадских университетов. С 1948 преподавал в католическом колледже св. Михаила в Торонтском университете (с 1952 в должности профессора), где в 1963 возглавил Центр по изучению культуры и технологии. В 1973 был назначен советником Папской комиссии по общественным коммуникациям. Умер Мак-Люэн в Торонто 31 декабря 1980.

©Yousuf Karsh. All rights reserved МАРШАЛЛ МАК-ЛЮЭН

Более всего Мак-Люэн известен своими исследованиями способов влияния различных средств массовой коммуникации (СМК) и новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества. По Мак-Люэну, возникновение письменности, а в Новое время создание типографского станка Гутенбергом привели к тому, что человек начал переживать вещи как следующие одна за другой (подобно буквам в тексте), линейно и последовательно, способом, характерным для визуального восприятия, в отличие от слухового. На смену «племенному» человеку, жителю деревни, пришел человек «типографский и индустриальный». В культурах «галактики Гутенберга» линия, ряд (логика, сборочный конвейер, цепочка команд) стали основной моделью организации любого приложения сил.

Появление электрических и электронных СМК (телеграф, телефон, радио, телевидение) превратило современный мир в новую, «глобальную деревню», в которой все, что происходит, сразу же – благодаря практически мгновенному распространению электрического или радио-сигнала – становится известно всем ее жителям, а каждое новое событие сопрягается с другими. Согласно Мак-Люэну, электронные СМК способствуют децентрализации мирового общества и осуществлению максимального разногласия по всем вопросам, что приводит к нарастанию нестабильности и потенциальной взрывоопасности современного мира. На закате «книжной эры» необходимо расстаться с традиционными формами мышления и способами социальной, политической и экономической организации. Для управления этим миром необходимы инженерные, технологические методы менеджмента, подобные тем, что используются в управлении современной экономикой.

В коммуникативной среде нового, «электронного общества», возникновение которого Маклюэн относит к середине 1950-х годов, центр тяжести перемещается с содержания коммуникативного сообщения (message) на само средство передачи (medium) данного сообщения. Важной становится не информация, а способ ее передачи. Эту идею любитель афоризмов Мак-Люэн выразил в парадоксальной формуле «the medium is the message», т.е. сообщением, которое передается средством коммуникации, оказывается само это средство. В 1967 Мак-Люэн опубликовал книгу своих афоризмов под названием, каламбурно переосмыслявшим эту формулу и прямо называвшим влияние СМК на людей «массажем». Книга The Medium is the Massage: An Inventory of Effects разошлась общим тиражом 1 млн экземпляров.

К media – средствам коммуникации, общения – Мак-Люэн относит разнообразные вещи, предметы, орудия, явления (одежда, автомобиль, денежные знаки, реклама, электрический свет и т.п.), словом, все то, что становится продолжением, расширением человека (как палка или ружье стали продолжением руки человека). Их обратное воздействие на человека (так, создание механических часов изменило представление о характере времени – дискретно-линейное время пришло на смену непрерывно-циклическому) рассматривается в книге Средства межчеловеческого общения (Understanding Media: The Extensions of Man, 1964). В ней исследуются формы (грамматики) различных средств общения, переход от одних форм к другим и социальные последствия таких переходов.

Особое внимание Мак-Люэн уделял телевидению, в котором мозаичность подачи информации и быстрая смена «картинок» разрушают привычное логическое линейно-последовательное восприятие действительности, заставляя зрителя мгновенно увязывать дробную мозаику образов в некое целостное представление.

Среди других трудов Мак-Люэна – книга Механическая невеста (The Mechanical Bride, 1951), в которой он показал, как под влиянием технологий упаковки товаров и маркетинга происходило формирование фольклора индустриальной эпохи; Пункт исчезновения (Through the Vanishing Point, 1968, в соавторстве), Внутренний ландшафт: Маршалл Мак-Люэн – литературный критик (The Interior Landscape: The Literary Criticism of Marshall McLuhan, 1969), От клише к архетипу (From Cliché to Archetype, 1970, в соавторстве).

Критики и почитатели канадского теоретика информационного общества наделяли его всевозможными эпитетами: от «клоуна», «утописта» до «оракула электронной эры», «пророка» и «гуру» СМК, «нового Руссо». Его сравнивали с Дарвином, Эйнштейном и Фрейдом.

Идеи Мак-Люэна, получившие распространение в 1960-х годах, пережили ренессанс в 1990-х годах в связи с распространением персональных компьютеров и появлением «Всемирной паутины».

Источник: Онлайн-энциклопедия КРУГОСВЕТ