Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

Зарубежные исследователи Маклюэна

Herbert Marshall McLuhan

Имя канадского исследователя Герберта Маршалла Маклюэна (Herbert Marshall McLuhan, 1911-1980) известно во всем мире как автора теории, согласно которой качественные сдвиги в истории человечества связаны с появлением новых технических средств коммуникации. Знаменитые фразы Г.М. Маклюэна «the medium is the message» («средство информации является сообщением») и «global village» («глобальная деревня» – о современном мире) стали устоявшимися клише. Предметом научных интересов ученого были в основном телевидение и другие средства коммуникации (media studies), но он стал не только признанным специалистом в области массмедиа, «пророком эпохи информационных технологий», но и знаковой фигурой в культуре 1960-1970-х гг., встав в один ряд с такими представителями общественной мысли и искусства, как Жан Бодрийяр, Энди Уорхол, Джон Леннон.

Во всем мире в университетские курсы по социологии, теории коммуникации, культурологии, журналистике включены работы Маклюэна: «Механическая невеста: Фольклор человека индустриального века» (1951) (The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man), «Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры» (1962) (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man), «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» (1964) (Understanding Media: The Extensions of Man), «Средство сообщения – массаж: Опись имущества» (1967) (The Medium is the Massage: An Inventory of Effects), «Культура – наш бизнес» (1970) (Culture is Our Business) и многие другие.

Маклюэн известен прежде всего как теоретик коммуникации, специалист по массмедиа и культуролог, но его наследие также включает несколько сотен литературоведческих статей, эссе и рецензий, публицистику, предисловия к книгам. Он написал предисловие к книгам X.Кеннера «Парадокс у Честертона» и «Эра Паунда» [18, p. XI-XXII; 19, p. IV-VII], а также к сборнику «Избранная поэзия Теннисона».

Маклюэн также является составителем антологии англо-американской поэзии. Его работы входят в литературные хрестоматии, в списки рекомендуемой литературы к университетским учебным курсам по литературе. Неслучайно статья Маклюэна «Джеймс Джойс: Тривиально и четвириально» {James Joyce: Trivial and Ouadrivial) была недавно переведена на русский язык и опубликована в сборнике «Семиотика и Авангард» наряду с работами А. Блока, А. Белого, С. Малларме, П. Валери, Г. Аполлинера, Г. Стайн.

Маклюэн родился за несколько лет до начала Первой мировой войны, которая серьезно не затронула его семью, в 20-30-е гг. познакомился с творчеством писателей-модернистов, которые оказали огромное влияние на его мировоззрение. В период экономического кризиса и депрессии в США работал в американских университетах, но его интересы были связаны с творчеством памфлетиста елизаветинской эпохи Томаса Нэша, а не с ситуацией в стране. Ученый жил в период бурного развития новых массовых коммуникаций (телеграфа, радио, кинематографа, телевидения), и они стали предметом его научных интересов.

Большую часть своей жизни Г.М. Маклюэн был профессором английской литературы в университете Торонто, где в 1963 г. основал Центр культуры и технологии. В 1930-1950-е гг. он преподавал в США и Канаде. В этот период им написан основной корпус литературно-критических статей, в которых анализируется творчество «новых критиков» американского Юга, поэзия и проза Э.А. По, С. Малларме, Д. Китса, Ш. Бодлера, А. Теннисона. Особое внимание уделено Маклюэном писателям и поэтам-модернистам – Т.С.Элиоту, Э.Л.Паунду, Д.Джойсу. Эти работы мало изучены в России и за рубежом, но в последние годы статьи и эссе Маклюэна, посвященные литературе американского Юга, поэзии и эстетике С.Кольриджа, Д.Китса, С.Малларме, Ш.Бодлера, творчеству Э.По, Т.С.Элиота, Э.Паунда, Д.Джойса, стали предметом пристального интереса критиков. Итальянский литературовед Е.Ламберти (Е.Lamberti), канадские исследователи Ж.Марчиссо (J.Marchessault), Д.Ф. Теолл (D.F. Theall), М.А. Трембли (М.А. Trembley), Т. Гордон (T.W. Gordon), Г. Уиллмот (G. Willmot) и др. в своих публикациях обращают внимание на необходимость исследования литературной критики и литературных вкусов Маклюэна, поскольку без знания этого направления творчества ученого невозможно понять его труды, посвященные непосредственно теории коммуникации.

В 1967 г., когда популярность Маклюэна достигла своего апогея, журналист Г. Стерн выпустил книгу «Маклюэн: Горячее и прохладное: учебное пособие для понимания и критический симпозиум с ответами Маклюэна», в котором собрал статьи из научных и популярных изданий 1960-х гг. о трудах Маклюэна, посвященных проблемам медиа. Наибольший интерес в сборнике представляет материал писателя и критика Тома Вульфа (Тот Wolfe), обобщившего основные положения теории канадского коммуникативиста и пытавшегося объективно оценить ее основные положения, а также Раймонда Уильямса (Raymond Williams), проанализировавшего парадоксы «Галактики Гутенберга».

В 1968 г. в сборнике «Взрыв Маклюэна: Заметки о Маклюэне и "Понимании средств коммуникации"» были опубликованы первые три главы «Понимания средств коммуникации», сопровождавшиеся рецензиями на книгу из популярных журналов 1963-1967 гг., глоссарием, вопросами для студентов, набором упражнений для изучающих маклюэновскую теорию медиа. Книга до сих пор используется как учебное пособие при изучении теории коммуникации в университетах Северной Америки и Европы.

В том же году американский критик Раймонд Розенталь (Raymond Rosenthal) опубликовал сборник статей «Маклюэн: За и против» (McLuhan: Pro & Con), в котором предоставил литературным критикам, журналистам, социологам, специалистам в области рекламы и медиа возможность высказаться о творчестве канадского ученого. Среди авторов этого издания – коллега Маклюэна известный литературовед Хью Кеннер (Hugh Kenner), писатель Энтони Бургесс (Anthony Burgess), телевизионный критик Майкл Арлен (Michael Arlen) и др. Многие идеи Маклюэна, по мнению авторов сборника, заслуживают внимания и стали несомненным прорывом в исследовании медиа, но критики также обратили внимание на противоречивость концепций Маклюэна, «ненаучность» многих положений в его теориях. Материалы, вошедшие в книгу «Маклюэн: За и против», содержат острую критику теории коммуникации канадского ученого. Именно к этому изданию до сих пор обращаются исследователи Маклюэна, чтобы разобраться не только в основных положениях его теории медиа, но и в восприятии его трудов современниками.

Наиболее полно и объективно творчество Г.М. Маклюэна представлено в биографической книге Филиппа Марчанда «Маршалл Маклюэн: Средство и посланник» (Marchand Ph. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, 1989), в которой автор стремился не столько рассказать о личной жизни ученого – семье, учениках, пристрастиях, – сколько показать, из чего и как возникли его теории. Ф. Марчанду удалось преодолеть эмоциональное отношение к идеям и текстам канадского профессора, что мешало многим исследователям серьезно и последовательно изучить его наследие. Ф. Марчанд прослеживает эволюцию в творчестве М. Маклюэна от литературоведения до создания теории коммуникации и медиапророчеств, какую роль в становлении М. Маклюэна сыграли творчество Г.К. Честертона, учение Фомы Аквинского, католицизм, «новые критики» американского Юга, поэзия и критика Т.С. Элиота и Э. Паунда, проза Д. Джойса. Марчанду удалось систематизировать огромный объем информации. Из мозаичного мира идей и текстов М. Маклюэна Марчанд создал логичную и стройную систему, которая объясняет многое в теориях и пророчествах ученого.

Ф. Марчанд анализирует литературную критику Маклюэна 1930-1940-X гг., подчеркивая, что этот этап жизни и творчества оказал большое влияние на формирование мировоззрения канадского ученого. Особое влияние на Маклюэна, по мнению Марчанда, оказала литература модернизма. Творческая лаборатория писателей-модернистов Т. Элиота, Э. Паунда, Д. Джойса, с точки зрения Марчанда, стала материалом для теорий Маклюэна.

Из книги Марчанда можно узнать о том, какое влияние Маклюэн оказал на формирование своего коллеги – литературоведа X. Кеннера, какие проблемы возникали у него во взаимоотношениях с академической средой, как из профессора английской литературы он превратился в популярного теоретика медиа.

Вместе с тем Марчанд не дает оценку Маклюэну как исследователю медиа и литературоведу. Влияние идей Маклюэна на развитие теории коммуникации, место Маклюэна в литературном процессе XX в. автором никак не обозначены.

Жизненный и творческий путь М. Маклюэна рассмотрен и в монографии Уильяма Терренса Гордона «Маршалл Маклюэн: Уход в понимание» (Gordon W.T. Marshall McLuhan: Escape into Understanding, 1997). Помимо биографического материала, в книге рассматривается становление Маклюэна как теоретика медиа. У.Т. Гордон исследует основополагающие труды Г.М. Маклюэна, принесшие ему славу, а в последней главе «Наследие Маклюэна» (The Legacy of McLuhan) подробно анализирует основные положения теории коммуникации канадского ученого, делает предположение о том, что Маклюэн был не только специалистом в области медиа, но и лингвистом, развившим идеи Ф. де Соссюра, что, на наш взгляд, является необоснованным утверждением, о чем речь пойдет в третьей главе. Определение места Маклюэна в истории идей, отношение к нему У. Эко, толкование известных фраз и идей канадского ученого завершают исследование Гордона. Следует отметить, что в этой работе мало внимания уделено литературной критике ученого, в то время как автор придает большое значение теории тетрад, описанной в книгах «Глобальная деревня: трансформация в мировой жизни и медиа в XXI веке» (McLuhan М., Powers B.R. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century, 1987), «Законы медиа – новая наука» (McLuhan М., McLuhan Е. The Laws of Media: Т1ге New Science, 1989) сыном Маклюэна Эриком. Эти книги, опубликованные после смерти ученого, написаны под влиянием его идей, но непосредственного участия в их написании М. Маклюэн не принимал.

Профессор культурологии из Университета Торонто Ж. Марчиссо в монографии «Маршалл Маклюэн» пытается определить место канадского ученого в мировой истории идей. Вслед за Ф. Марчандом Марчиссо анализирует важнейшие этапы в жизни и творчестве Маклюэна: учебу в Кембридже, увлечение Маклюэна поэзией английских романтиков (У. Блейка, С.Т. Кольриджа), знакомство и дружбу с «новыми критиками», переход в католичество, роль Г. Инниса в формировании мировоззрения канадского профессора и, наконец, создание теории коммуникации. Книга Марчиссо адресована в первую очередь студентам, которым предстоит определить роль и место Маклюэна в исследовании культуры, искусства, медиа.

Многие исследователи – Д.Т. Теолл, Г. Уиллмот, Д. Келлнер, Ж. Марчиссо – рассматривают Маклюэна как мыслителя и критика переходной эпохи от модернизма к постмодернизму. Некоторые исследователи сравнивают Г.М. Маклюэна с Карлом Марксом (П. Гроссвилер «Метод – это сообщение. Маршалл Маклюэн и Карл Маркс»), с Жаном Бодрийяром (Г. Геноско «Маклюэн и Бодрийяр: Мастера имплозии», Д. Келлнер «Жан Бодрийяр: от марксизма к постмодернизму и далее»).

В книге Пола Левинсона «Цифровой Маклюэн: Путеводитель по информационному тысячелетию» (Levinson P. Digital McLuhan: A Guide to the Information Millennium, 1999) речь идет о том, как идеи Маклюэна, которые казались странными и провокативными в 1960-е гг., стали актуальными в новом тысячелетии. Критик рассматривает основные концепции в теории Маклюэна и особое внимание уделяет методу, который канадский ученый использовал при анализе всех явлений, – исследовать, а не объяснять («explore and not explain»). Левинсон, как и многие маклюэнисты, отмечает любовь Маклюэна к метафорам и каламбурам, характерный для него афористичный стиль, который породил множество крылатых фраз и запоминающихся выражений.

Вместе с тем исследовательские методы канадского ученого многие критики считали ненаучными, мозаичный стиль подачи материала – хаотичным. Так, американский специалист по теории коммуникаций Д.Х. Альтшулл, считая Маклюэна «пророком нового технократического Эдема» и «выдающимся теоретиком медиа, который продолжил традиции таких новаторов, как Б. Франклин и Т. Джефферсон», отмечал, что в методологии Маклюэна были неисправимые недостатки: отсутствие определенной методики, научного аппарата и структуры в исследованиях, игнорирование трудов ученых, получивших широкое признание в области теории медиа.

Большое значение для понимания личности, развития идей, формирования теорий Маклюэна имеет его эпистолярное наследие. В подборе и редактировании сборника писем канадского профессора, опубликованного в 1987 г., приняли участие его вдова Коринн, канадская исследовательница Матье Молинаро (Matie Molinaro), а также редактор и издатель Уильям Тойе (William Тоуе).

Огромный вклад в пропаганду творчества Маклюэна внес его сын Эрик. После смерти отца он закончил и выпустил в свет одну из самых противоречивых книг Маклюэна «Законы медиа: Новая наука» (Laws of Media: New Science). В 1995 г. вместе с Фрэнком Зингроне (Frank Zingrone), единомышленником Маклюэна и соавтором одной из последних его книг — «Война и мир в глобальной деревне», Эрик опубликовал сборник отрывков из основных трудов отца под названием «Основное из Маклюэна». В книгу вошли работы разных лет: литературная критика, публицистика, отрывки из «Галактики Гутенберга» и «Законов медиа», знаменитые крылатые выражения ученого. Этот сборник должен был дать общее представление об основных взглядах Маклюэна на современную культуру, искусство, СМИ. Литературное эссе «Джойс, Малларме и пресса» {Joyce, Mallarme and the Press) также включено в первую часть этой книги. Сборник адресован людям, которые не в силах прочитать основополагающие труды канадского коммуникативиста, но хотели бы познакомиться с его взглядами и теориями. Его рекомендуют студентам, занимающимся исследованием теории коммуникации М. Маклюэна, при подготовке к семинарам, а также в небольших исследовательских проектах по массовым коммуникациям.

Эрик Маклюэн полагал, что большую роль в жизни отца играла религия, поэтому совместно с польским теологом Яцеком Скляреком подготовил сборник материалов «Маршалл Маклюэн: Средство коммуникации и свет: размышления о религии», в который вошли статьи, письма, высказывания Г.М. Маклюэна о религии.

Продолжая работу Маршалла Маклюэна в области литературы модернизма, Эрик провел серьезное исследование поэтики Д. Джойса, результатом которого стала его книга «Роль грома в "Поминках по Финнегану"». В ней Эрик как истинный маклюэнист соединил литературоведческий анализ романа Джойса с изучением проблем языка, письменности и медиа.

О том, что его отец был прежде всего литературоведом, Эрик Маклюэн писал неоднократно. Характерный стиль выражения мыслей отца он называл поэтикой Маршалла Маклюэна. В то время как оппоненты замечали противоречия во фразах Маклюэна, порожденных его стремлением излагать свои мысли «звучно», афористично, Эрик отметил, что книги его отца являются в большей степени литературными произведениями, чем научными трактатами, и просил его исследователей не забывать, что его отец – литератор.

В 1994 г. Баррингтон Невитт (Barrington Nevitt) и младший брат ученого Морис Маклюэн (Maurice McLuhan) опубликовали книгу «Кто был Маршалл Маклюэн? Изучая мозаику впечатлений»; редактировали это издание Э. Маклюэн вместе с Ф. Зингроне и У. Константинеу (W. Constantineu). В книге собраны воспоминания о Маклюэне тех людей, которые его окружали в период активной профессиональной деятельности, внесли вклад в популяризацию его идей и трудов, в развитие Центра культуры и технологий. Среди них – его секретарь Маргарет Стьюарт (Margaret Stewart); бывший студент, переводчик многих его трудов на французский и директор Программы Маклюэна в Университете Торонто Деррик де Керкове (Derrick de Kerkhove); гуру менеджмента и друг Питер Дракер (Peter Drucker); коллега по Университету Торонто, чьи труды по литературоведению вызывали зависть и восхищение у Маклюэна, Нортроп Фрай (Northrop Frye); известный специалист в области теории коммуникации Эдвард Т. Холл (Edward T. Hall); музыкант Джон Кейдж (John Cage) и многие другие. Из мозаики собранных авторами мнений коллег, поклонников и даже критиков ученого (Н. Фрай) можно составить представление о том, каким необычным и ярким человеком был Маклюэн, какое влияние его труды оказали не только на развитие теории медиа, но и на развитие гуманитарных наук в целом.

Дочь Маклюэна Стефаниия также внесла свой вклад в продвижение идей своего отца. Совместно с Дэвидом Стейнсом, профессором английского языка и литературы Университета Оттавы, она подготовила и опубликовала сборник лекций и интервью Маршалла Маклюэна «Понимая меня» (McLuhan M. Understanding Me, 2001). Предисловие к книге написал известный американский писатель Том Вульф. Собранные материалы помогают раскрыть личность Маклюэна, его взгляды на современную культуру и СМИ.

Значительным вкладом в исследование трудов Маклюэна – теоретика коммуникации, идеолога новой эпохи высоких технологий, литературного критика, мыслителя, художника и педагога – стал сборник статей под редакцией Л. Стрейта (L. Strate) и Э. Уочелла «Наследие Маклюэна». Среди авторов сборника – известные теоретики медиа Л. Стрейт, Д. Мейровиц (J. Meirowitz), Ф. Зингроне. Все они единодушно заявляют, что невозможно представить современную коммуникативистику без трудов М. Маклюэна, что идеи канадского теоретика медиа в той или иной степени повлияли на формирование их собственного мировосприятия.

Интересные наблюдения о наследии Маклюэна и его личности сделали ученики канадского теоретика медиа У. Онг и Д. Теолл. Профессор Дональд Ф. Теолл в своих книгах пытался показать противоречивый характер своего учителя, который, по его мнению, был расщепленным надвое человеком XX в. («split person of the twentieth century»). Теолл пишет о том, что Маклюэн разрывался не только между «технокультурой и "высокой" культурой, но и между традиционным набожным католицизмом и восхищением бездной ницшеанства, между приверженностью по большей части к "реакционной" поэтике Уиндхэма Льюиса и Эзры Паунда и трансгрессивной тягой к трагикомически революционному, карнавальному и "откровенно оскорбительному", "порнографическому" остроумию Джеймса Джойса. Теолл подчеркивал, что Маклюэн был одновременно религиозным моралистом, активно боровшимся против книг по сексуальному воспитанию молодежи, и поклонником творчества Джойса – писателя, которого в 1940-е гг. в консервативных кругах Америки и Европы считали безнравственным.

Теолл уверен, что без трудов М. Маклюэна трудно себе представить современную общественную мысль эпохи информационных технологий. Свойственный ученому междисциплинарный подход к изучению разных явлений: литературы, медиа, технологий, по мнению критика, вполне оправдан вызовами времени.

 

Автор статьи: Архангельская, Ирина Борисовна

Источник: dissercat.com/content/gerbert-marshall-maklyuen-ot-issledovaniya-literatury-k-teorii-media