Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

Дао Маклюэна

Среда несет в себе сообщение.

Маршалл Маклюэн

Feature Mcluhan

1. В культурах подобных нашей, все уже давно привыкли к тому, что все, что нас окружает следует классифицировать как средства контроля, и поэтому любой может испытать шок, неожиданно вспомнив о том, что с операционной и практической точки зрения любая среда несет в себе смысл. Я просто имею ввиду то, что частные и социальные последствия воздействия любой среды, т. е любое усовершенствование и развитие самих себя является результатом возникновения качественно новых явлений в нашей жизни, которые врываются в нее с каждым новым этапом развития человеческого общества и с появлением новых технологий. Так, например, известно, что автоматизация, предполагающая наличие новой формы общения между людьми, приводит к такому отрицательному результату, как сокращение рабочих мест. С другой стороны, положительная роль автоматизации заключается в том, что она увеличивает значение роли людей, а именно степень и глубину их участия в рабочем процессе, а также создает модели общения между людьми, разрушенные нашими предшествующими механическими технологиями. Многие скажут, что это больше зависело от того, что сделали с машиной, нежели от ее собственных характеристик. Если учесть то, в какой степени машины изменили отношения между людьми, то совсем не последнее значение имел и конечный результат: кукурузные хлопья или кадилаки. Реорганизация труда людей и форм их общения собой произошла в результате фрагментации, которая является сутью машинной технологии. Суть автоматизированных технологий состоит как раз в обратном. В отличие от отрывочного, поверхностного и склонного к централизации характера машинных технологий, автоматизированные процессы создают целостную, но децентрализованную систему человеческих отношений.

2. В этой связи было бы уместно вспомнить историю появления электрического света. Электрический свет представляет собой информацию в чистом виде. Это среда не несла в себе никакого смысла до тех пор, пока она не была использована для расшифровки и прочтения какого-нибудь объявления или имени. Сей факт, характерный для всего окружающего мира, означает, что содержательное наполнение любой среды всегда ведет к созданию среды иной. Письмо представляет собой содержание будущей речи, а написанное слово несет в себе смысловое содержание для печатного материала. Печатное же слово, в свою очередь, является содержательным источником для телеграфной связи. Что представляет собой содержание речи? Это то, что необходимо сказать, это действительный процесс мысли, которая еще не обрела словесную форму. Абстрактный рисунок представляет собой непосредственное проявление процессов творческой мысли в том виде, в каком они могли бы быть использованы в компьютерном дизайне. в данном случае нас интересуют психические и социальные воздействия дизайна и шаблонов по мере того, как они усиливают или ускоряют существующие процессы. Поскольку задачей любой среды или технологии является изменение масштабов, темпов и стереотипов человеческих отношений. Сама по себе железная дорога не явилась родоначальником транспортного передвижения в обществе, поскольку это не она изобрела колесо и дорогу. Она лишь ускорила и преумножила масштабы предшествующей человеческой деятельности, создавая совершенно новые города, формы работы и отдыха. Все вышеуказанные явления происходили повсюду на земном шаре – в условиях тропиков и в северных районах – совершенно независимо от характера грузов или специфики функционирования железнодорожных сетей. С другой стороны, авиация настолько ускорила транспортные процессы, что поставила под угрозу всю ранее существовавшую железнодорожную схему существования городов, политического и иного общения независимо от того, для какой цели используется каждый конкретно взятый самолет.

3. Давайте вернемся к феномену электрического света. Не имеет никакого значения, необходим ли он для проведения хирургических операций на мозг или для ночной игры в бейсбол. В обоих случаях можно утверждать, что и та, и другая деятельность каким-то образом связана с понятием электрический свет, поскольку возможна только при его использовании. Этот факт лишь подчеркивает то, что любая среда несет в себе какое-то содержание, и именно среда формирует и контролирует масштабы и формы человеческого общения и деятельности. Содержание или использование таких сред разнообразно, но столь же неэффективно в построении форм человеческого общения. Впрочем, вполне естественно, что содержание любой среды затуманивает наш рассудок, мешая дойти до сути и установить истинный характер этой среды. Многие отрасли только сегодня осознали природу той деятельности, которую они ведут. В деятельности компании IBM появилась большая четкость и перспектива после того, как она осознала, что она не изготавливает станки и офисную мебель, а занимается обработкой информации. Компания General Electric получает огромные прибыли от продаж электрических лампочек и световых систем. Она еще не обнаружила, впрочем как и компания AT&T, что ее основная задача – это передача информации.

4. Электрический свет не рассматривается в качестве возможной коммуникационной среды лишь только потому, что он не обладает содержанием. И это служит бесценным примером того, как люди порой бывают бессильны изучить какую-либо среду: выявить какое -то новое явление, которое можно будет назвать средой, возможно лишь при конкретном применении электрического света. Но то, что в этом случае заметят все, будет называться содержанием (что по сути будет являться новой средой). Электрический свет имеет такое же значение, какое имеет электроэнергия для промышленности: радикальное, глубокое и децентрализующее. Поскольку электрический свет и электроэнергия существуют отдельно от сфер своего применения, они ликвидируют временные и пространственные факторы человеческого общения также, как и радио, телеграф, телефон и телевидение , и глубоко вовлекают людей в этот процесс.

Достаточно подробный справочник эволюции человеческого общества можно составить из цитат, взятых из произведений английского драматурга Вильяма Шекспира. Некоторые , шутя, могут сказать, что в нижеприведенной цитате из трагедии «Ромео и Джульета» речь шла о телевидении:

But soft! what light through yonder window breaks? It speaks and yet says nothing.

В драмах «Отелло» и «Король Лир» говорится о душевных страданиях людей, преображенных своими иллюзиями. Следующие строки ясно и недвусмысленно свидетельствуют о шекспировсокй интуиции и предчувствии того, что каждая новая среда несет в себе большую преобразующую силу:

Is there not charms By which the property of youth and maidhood May be abused? Have you not read Roderigo, Of some such thing?

6. В «Troilus and Cressida», которая почти полностью посвящена психологическому и социальному анализу процесса коммуникации, Шекспир заявляет о своей осведомленности в том, что социальная и политическая навигация определяются предвкушением последствий введения новшеств:

The providence thats in a watchful state Knows almost every grain of Plutus gold, Finds bottom in the uncomprehensive deeps, Keeps place with thought, and almost like the gods

Does thoughts unveil in their dumb cradles.

Все большая осведомленность автора о воздействии окружающей среды независимо от содержания или программирования выражается в анонимной и раздраженно произнесенной фразе:

In modern thought, (if not in fact)

Nothing is that doesnt act,

So that is reckoned wisdom which

Describes the scratch but not the itch.

Большинство радикальных медицинских теорий также содержит объяснение тому, почему понятие среда несет в себе социальный подтекст. В своей работе «Стресс жизни» Ханс Сейле описывает отчаянную реакцию своего коллеги на изложенную им медицинскую теорию.

Когда он увидел, с каким упоением я вновь начал рассказывать о том, какие симптомы я увидел у животных, которых лечили этим извращенным токсичным материалом, он посмотрел на меня безнадежно грустными глазами и сказал, видимо, окончательно отчаявшись: Сейли, постарайся понять суть того, что ты делаешь, пока еще не слишком поздно! Похоже, что ты решил посвятить всю свою жизнь изучению фармакалогии грязи!

В своей теории стрессов Сейли полностью описывает всю окружающую среду и новейшие подходы к ее изучению как с точки зрения содержания, так и с точки зрения ее культурной матрицы. Прежняя неосведомленность о возможных психических и социальных воздействиях среды может быть проиллюстрирована почти всеми традиционными высказываниями.

7. После получения научной степени в Университете Нотр-Дам несколько лет тому назад, Генерал Дэвид Сарнофф сделал следующее заявление: Мы слишком склонны обвинять технические средства в грехах и ошибках тех, кто ими владеет. Продукты современной науки сами по себе не являются плохими или хорошими – их ценность определяется тем, как они используются. Сам по себе яблочный пирог не является ни хорошим, ни плохим. Его качество определяется тем, как он используется. Вирус оспы сам по себе также не является ни хорошим, ни плохим – его ценность определяется способом использования. Еще один пример – огнестрельное оружие, истинная ценность которого опять же определяется способом его использования, а именно: оно ценно, если пули настигают нужных людей. Если телевизионная трубка стреляет нужным боеприпасом по нужным людям, это свидетельствует о хорошем качестве телевидения. Пожалуйста, не считайте меня извращенцем. Просто в заявлении Сарноффа нет ничего, чтобы требовало тщательного анализа, поскольку оно полностью игнорирует природу среды, любой или всех сред, в истинном стиле самовлюбленного Нарцисса путем отсечения и эволюции своего собственного я в новой технической форме. Далее генерал Сарнофф высказал свое отношение к технологии печати: это правда, что печать привела к распространению хлама и непотребных материалов, но она также способствоала распространение Библии и мыслей пророков и философов. Генералу Сарноффу никогда не приходило в голову, что технология может творить какие угодно чудеса, но не способна изменить нашу сущность.

8. Экономисты Роберт Теобальд, В.В. Ростов и Джон Кеннет Гэлбрэйт уже в течение многих лет пытаются понять то, каким образом классическая экономика может дать объяснение понятиям изменение и рост. Парадоксом механизации является то, что являясь причиной максимального роста и перемен, она полностью исключает возможность роста и перемен, поскольку механизация достигается путем фрагментации любого процесса и соединением отдельно взятых кусочков в один последовательный цикл. И все же в 18 веке Дэвид Хуме доказал, что принцип каузальности не кроется в простой последовательности. То, что одна вещь следует за другой, еще ничего не означает и не объясняет. Ничего не следует друг за другом за исключением перемен. Самая большая перемена произошла с появлением электричества, которое уничтожило последовательность процессов, делая их мгновенными. Мгновенность сделала возможным выявление причин вещей, поскольку они не имели дело с вещами в последовательности и взаимной связи. Вместо того, чтобы спрашивать, что появилось первым, курица или яйцо, представьте себе, что курица -есть идея, придуманная яйцами для получения большего количества яиц.

9. Прежде чем аэроплан преодолевает звуковой барьер, на крыльях самолета появляются звуковые волны. Неожиданная видимость звука, также как и его конец, являются яркой демонстрацией модели бытия, которая выявляет новые и противоположные формы по мере того, как более ранние формы достигают пика. Процесс механизации никогда не был столь очевидно фрагментированным и последовательным как при рождении кино. Этот момент перевел нас в мир роста и органической взаимосвязанности. Ускоряя механические процессы, кино вывело нас из мира последовательности и связей в мир творческих конфигураций и структур. Смысл кино среды заключается в переходе прямолинейных связей в конфигурации. Именно этот переход позволил сделать одно любопытное наблюдение: то, что работает, то устарело. Когда электрическая скорость вырастает из механических кадров, то силовые линии в структурах и в самой среде становятся броскими и четкими.

10. Кино ворвалось в высокообразованную и механизированную культуру как мир победоносных иллюзий и мечты, которую могут купить деньги. На этом этапе развития кино появилось явление кубизма, которое E.H Gombrich (искусство и иллюзии) назвал самой радикальной попыткой искоренить двусмысленность и установить единый вариант чтения еще одной созданной человеком конструкции, а именно: цветного холста. Ведь кубизм полностью и одновременно подменяет все стороны предмета с точки зрения текущего момента или с точки зрения иллюзорной перспективы. Помимо специализированной иллюзии третьего измерения на холсте, кубизм создает взаимодействие плоскостей, драматизм и противоречие шаблонов, света и текстуры, которая доводит идею до сознания посредством участия. Многие считают, что есть только упражнения в живописи, а не иллюзии.

11. Иными словами, изображая предмет снаружи и изнутри, сверху, снизу, сзади и спереди в двух измерениях, кубизм развеивает иллюзию перспективы в пользу мгновенного чувственного ощущения всего целого. Неожиданно кубизм провозгласил, что среда несет в себе смысл. Но разве это не очевидно, что в момент, когда секвенция перерастает в одновременное, то мы оказываемся в мире структур и конфигураций? Разве в физике не произошло то же самое, что в живописи, поэзии и коммуникации? Специализированные сегменты внимания переместились в целое поле, и мы можем сказать, что среда естественно несет в себе смысл. До появления электрической скорости и целого поля невозможно было столь очевидно уяснить, что среда всегда несет в себе некий смысл. Когда люди спрашивали о том, что такое живопись, они думали, что смысл это есть содержание. При этом им никогда не приходило в голову спросить, что такое мелодия, или что такое платье или дом. В подобных случаях у людей сохранялось какое-то чувство цельности и единства шаблона, формы и функций. Но в век электричества интегральная идея о структуре и конфигурации стала преобладающей и была подхвачена теорией образования. Вместо того, чтобы заниматься специализированными проблемами арифметики, структурный подход сейчас следует за физической линией в области цифр, а маленькие дети размышляют о количестве теорий и компонентов.

12. Кардинал Ньюман как-то сказал, что Наполеон знает основы науки о приготовлении пороха. Наполеон уделял некоторое внимание и другим областям, включая и науку о создании сигнального телеграфа, что давало ему гигантские преимущества над своими противниками. Известно, что Наполеон неоднократно говорил, что Три враждебные газеты представляют большую опасность, чем тысяча штыков.

13. Алексис де Токвиль был первым, кто познал основы печатного дела и книгопечатания. Поэтому он смог раньше других прочувствовать ветер перемен во Франции и Америке, как будто он вслух читал отрывки из текста. Впрочем, де Токвиль воспринимал события во Франции и Америке 19 века как открытую книгу лишь потому, что он освоил навыки печатания. Естественно, что он так же прекрасно знал случаи, когда это искусство было неприменимо. Когда его однажды спросили, почему он написал книгу об Англии, которую он хорошо знал и которой восхищался, de Tocqueville ответил:

«Те, кто верит в то, что Англию можно оценить за шесть месяцев, могут в какой-то степени считать себя безумными философами. Мне всегда казалось, что год -это чересчур маленький срок для того, чтобы должным образом понять и оценить Соединенные Штаты, учитывая при этом, что гораздо легче сформировать точные и четкие понятия об американском союзе, чем о Великобритании. В Америке все мысли в той или иной степени проистекают из одного и того же склада мысли. То есть, иными словами, все общество основано на одном единственном факте: все проистекает из очень простого принципа. Было бы уместно сравнить Америку с лесом и с огромным количеством прямых дорог, соединяющихся в одной точке. Нужно только найти этот центр, и все станет ясно с первого взгляда. В Англии все дороги пересекаются, и для того, чтобы получить общую картину, необходимо совершить путешествие по каждой из них.»

В одной из своих ранних работ, посвященных Французской Революции, де Токвиль объясняет, какое значение имело печатное слово для культурного насыщения общества в 18 веке и придания однородности французской нации . Французы были одной и той же нацией, которая населяла страну на севере и на юге. Принципы однородности, непрерывности и линейности, присущие книгопечатанию, преодолели все сложности старого феодального общества, в котором не было письменного общения. Революцию совершили юристы и иные образованные люди нового поколения.

14. Однако в Англии были настолько сильны древние изустные традиции общего права, поддерживаемые средневековым Парламентом, что никакая новая визуальная культура не могла укорениться здесь полностью. Поэтому англичане так и не увидели события, которое бы наверняка стало самым знаменательным в истории Англии. Перед Американской Революцией не стояло задачи стирать и искоренять средневековые законы и учреждения, за исключением монархии. Очень многие отмечают, что институту президента в Америке гораздо в большей степени присущи монархические и авторитарные черты, чем в любой европейской монархии.

15. Контрастное сравнение, которое de Tocqueville провел между Англией и Америкой, совершенно очевидно основан на факте возникновения культуры печати и книгопечатания, которая создает единообразие и преемственность. Англия, продолжает он, начисто отвергла этот принцип, зацепившись за свои динамичные словесные традиции общего права. От этого и происходит некая прерывистость и непредсказуемость английской культуры. Основы печати не могут выстроить смысл словесной и неписьменной культуры и институтов. Мэтью Арнольд совершенно справедливо называл английских аристократов варварами, поскольку их власть и сила не имели ничего общего с грамотностью и культурными формами книгопечатания. Герцог графства Глостер однажды так откоментировал публикацию книги «Спад и Падение» Эдварда Гибсона: вы написали еще одну толстую книгу, Мистер Гибсон? Все черкаете, черкаете и черкаете, Мистер Гибсон? De Tocqueville был высоко образованным аристократом, который мог мыслить дальше, чем ценности и убеждения книгопечатания. Поэтому он единственный понял принципы книгопечатания. Только с этих позиций, стоя в стороне и над всеми структурами и средой, можно было выделить эти принципы и деловые очертания, поскольку любая среда обладает силой навязывать свои собственные убеждения и понятия излишне доверчивым и неосмотрительным людям. Способность предсказывать и контролировать заключается в избежании подсознательного состояния нарциссовского транса. Но самой большой помощью в этом смысле является простое осознание того, что чары развеиваются сразу же после контакта, как при первом такте музыкальной мелодии.

16. Книга «Поездка в Индию», написанная писателем Е.М Форстером, представляет собой драматическое исследование изустной и интуитивной восточной культуры при ее встрече с рациональным зрительным опытом европейцев. Конечно, для европейцев рационализм уже давно означал единообразие, неразрывную целостность и логическую последовательность. Иными словами. мы спутали причину с грамотностью, а рационализм с единой технологией. В век электричества кажется, что человек на традиционном Западе становится несколько нестандартным. В романе Форстера момент истины и выход из состояния типографического транса Запада наступает в пещерах Марабар. Рациональные способности Аделы Квестедс не могут справиться с общим комплексным резонансом Индии. После посещения пещер жизнь потекла своим чередом. Но без последствий, что означает отсутствие звукового эха или какого-либо развития мысли. Все казалось обрубленным на корню и зараженным иллюзиями.

17. «Путешествие в Индию» (эти слова принадлежат Уитману, который был свидетелем продвижения Америки на Восток) -это парабола на западного человека в век электричества, которая лишь по чистой случайности имеет отношение к Европе и Востоку. Конечный конфликт между видом и звуком , между письменными и устными формами восприятия и организации давлеют над нами. Поскольку, как однажды заметил философ Nietzsche, понимание окружающей среды способно остановить действие и умерить свирепость конфликта, который эта среда порождает в и вне нас.

18. Ломке старых обычаев в результате наступления века грамотности и травматические последствия всего этого для человека, живущего согласно устоям своего родового племени, посвятил одну из своих книг психиатр J.C. Carothers. Его книга, озаглавленная «Африканский ум в болезни и здравии», была опубликована Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве в 1953 году). Многие материалы Carothers были опубликованы в статье, напечатанной в журнале по психиатрии, в ноябре 1959 года: Культура, Психиатрия и Письменное Слово. И снова сила и скорость электричества вызвала проявления силовых линий, существующих в западных технологиях, в самых отдаленных районах земного шара, где нет ничего кроме зарослей кустарника, Саванны и пустыни. Свидетельством этому является Бедуин, который спокойно слушает транзистор, едя верхом на своем верблюде. Выплескивая на туземцев потоков информации и новых концепций, предварительно не подготовив их к этому, мы совершаем действие абсолютно нормальное для всей нашей технологии. Вооруженный электрическими средствами массовой информации, западный человек сам переживает наплыв информации не менее остро, чем туземцы. Мы в нашей грамотной и образованной среде ничуть не больше готовы к встрече с радио и телевидением , чем живущий в Гане туземец, которого грамотность выталкивает из своего племенного общинного мира в мир полной изоляции. В новом мире электричества мы чувствуем себя также оцепенело и неуверенно, как и туземец, которого вовлекли в нашу грамотную механическую культуру.

19. Электрическая скорость соединяет культуру доисторического периода с горсткой промышленных торговцев, неграмотных с полуграмотными и сверхграмотными. Различные степени психического расстройства являются весьма обычным результатом искоренения и перенасыщения новой информацией и бесконечно новыми информационными схемами. Это есть главная тема серии романов автора Виндхама Льюиса, опубликованных под названием «Человеческий Век». Первый из них, озаглавленный Childermass, считает, что ускоренное изменение среды есть своего рода резня невинных. В нашем собственном мире – по мере того, как мы расширяем наши знания о воздействии технологий на психическое формирование личности – мы теряем всякую веру в наше право определять вину. В древних доисторических обществах преступления против личности считались достойными жалости и сострадания. К убийцам относились так, как мы относимся к раковым больным. До какого жуткого состояния должен дойти человек, чтобы пойти на это, сказали они. J.M. Synge очень эффективно подхватил эту идею в своей книге «Плейбой в западном мире».

20. Если преступник предстает не в образе конформиста, который отказывается подчиняться новым требованиям вести себя согласно единообразным и непрерывным канонам, образованный человек не склонен рассматривать других как нечто жалкое. В мире зрительных и книгопечатных технологий дети, женщины, уроды и цветные люди предстают перед нами как жертвы несправедливости. С другой стороны, в культуре, где людям раздаются роли, а не работа, карлики, дети и заблуждающиеся люди сами создают ниши для себя. Никто не требует, чтобы они занимали какую-то одну нишу, которая все равно не подходит им по размеру. Давайте вдумаемся во фразу – этот мир создан для мужчин. Это высказывание, бесконечно повторяемое в рамках гомогенизированного общества, относится к мужчинам, которые не могут быть иными в рамках культуры, в которой они живут. Большинство неправильных и позорных стереотипов появилось как результат проверки нашего коэффициента умственного развития. Будучи недостаточно осведомленными о культурных отклонениях, вызванных книгопечатанием, наши исследователи считают, что единообразные и непрерывные привычки являются признаком ума и уничтожают человека с обостренным слухом и чувством осязания.

21. 24 декабря 1961 года С.П. Сноу опубликовал в книжном обзоре газеты «Нью-Йорк Таймс» рецензию на книгу А.Л. Роуза «Умиротворение и дорога в Мюнхен», в которой он описывает поведение и настроения лучших умов Великобритании в тридцатые годы двадцатого века. Их коэффициент умственного развития был гораздо выше, чем просто у обычных политиков. Почему же они потерпели такое сокрушительное поражение? В данном случае Сноу полностью разделяет вывод Роуза о том, что они не прислушивались к тому, о чем их предупреждали, потому что они просто не желали слышать и знать то, о чем им говорили. Их не любовь к коммунистам помешала им разобраться в том, что представлял собой Гитлер. Но их неудачи не идут ни в какое сравнение с нынешними. Сделанной Америкой ставке на грамотность как на технологию или единообразие, применяемое к каждому уровню образования, управления, промышленности и социальной жизни угрожает электрическая технология. Угроза, которая исходила от Сталина или Гитлера, была внешняя. Электрическая технология стучится к нам в дверь , а мы претворяемся слепыми, немыми и глухими перед перспективой ее встречи с технологией Гуттенберга, на основе которой формировался американский образ жизни. Однако еще не пришло время разрабатывать стратегию, поскольку еще нет официального подтверждения того, что эта угроза реально существует. Я выступаю в роли Луи Пастора, который говорил своим коллегам докторам, что они не видят и не знают своего главного врага. На все проблемы, создаваемые окружающей средой, мы отвечаем оцепенением технически не сведующего человека, хотя важно должно быть только то, как эта среда используется. Содержание среды похоже на сочный кусок мяса, который несет с собой взломщик для того, чтобы усмирить бдительность стражей ума. Среда производит столь сильный и интенсивный эффект потому, что она наполняет содержанием иную среду. Содержание фильма подпитывается либо романом, либо пьесой , либо оперой. Эффект, производимый внешней формой фильма, никак не соотносится с его содержанием. Содержанием письма или печатного сообщения является речь, но читатель не имеет почти никакого представления ни о речи, ни о печати.

22. Арнольд Тойнби имеет смутное представление о том, каким образом средства массовой информации повлияли на формирование истории, но тем не менее его труды изобилуют примерами , которые может взять на вооружение любой студент, изучающий средства массовой информации. Иногда он может со всей серьезностью предположить, что образование для взрослых, которое предлагает Ассоциация по Развитию Образования среди Рабочих Великобритании, является важным противодействием общественной прессе. Тойнби считает, что несмотря на то, что все восточные общества в свое время вынуждены были перенять промышленные технологии со всеми политическими последствиями, в культурном плане не наблюдается столь единой тенденции (Сомервелл, I.267). Все это похоже на голос грамотного человека, который барахтается среди моря информационных сообщений и хвастается, что лично для него они ничего не значат. Духовные и культурные сомнения, которые были у восточных людей относительно нашей технологии, не принесут им никакой пользы. Технологические воздействия не проявляются на уровне мнений и воззрений, они меняют соотношение чувств и шаблоны восприятия безостановочно и без всякого сопротивления. Серьезный художник -это единственный человек, способный встретить новую технологию без вреда для себя, потому что он профессионал, который знает, что такое изменение в чувственных восприятиях.

23. Развитие денежных отношений имело несколько иное воздействие на Японию 17 века нежели появление книгопечатания на Западе. Проникновение денежной экономики во все сферы японского общества вызвало медленную, но неудержимую революцию, кульминационным моментом которой стало падение феодального правительства и возобновление диалога с иностранными государствами после более, чем двухсотлетней изоляции. Деньги полностью преобразовали чувственную жизнь людей только потому, что они являются ее естественной эволюцией. Подобные изменения не зависят от одобрения или не одобрения тех, кто живет в этом обществе.

24. Арнольд Тойнби является автором концепции «эйфиризации», в основе которой лежит утверждение о том, что преобразующая сила средств массовой информации является основополагающим принципом прогрессивного упрощения и улучшения эффективности организации любой технологии. Вполне типично, что он игнорирует последствия воздействия этих форм на ответную реакцию наших чувств. Он воображает, что для средств массовой информации и технологии в обществе важно наше мнение или точка зрения, которая совершенно откровенно является результатом книгопечатного колдовства. Человек, живущий в образованном и гомогенизированном обществе, перестает быть чувствительным к разнообразным и прерывающимся формам жизни. Он заражается иллюзией третьего измерения, которая является частью его навязчивой самовлюбленной идеи, и совсем забывает высказывания Блейкса или Псалмопевца о том, что мы в результате становимся такими же, как то, что мы созерцаем.

25. Сегодня, когда мы страстно желаем обрести основу в своей собственной культуре и вынуждены противостоять пристрастиям и давлению, оказываемому любой технической формой человеческого самовыражения, нам остается только отправиться в общество, где присутствие этой конкретной формы не ощущается столь остро, или совершить экскурс в исторический период, в котором никто о ней не знал. Профессор Вилбур Шрамм сделал этот тактический шаг, изучая роль телевидения в жизни наших детей. Он нашел области, куда до сих пор не проникло телевидение, и провел некоторые эксперименты. Поскольку он не пытался исследовать характер телевизионных образов, он тем не менее сосредоточил свои эксперименты на содержании, временном факторе и подсчетах слов. Иными словами, его подход к проблеме был неосознанно литературным. Следовательно, ему нечего было сказать. Если бы его методы были использованы в 1500 году до н.э для определения влияния письменных книг в развитии детей и юношества, он бы вряд ли отметил какие-либо изменения в человеческой и социальной психологии, которая явилась результатом развития книгопечатания. В 16 веке печать способствовала развитию индивидуализма и национализма. Программный и содержательный анализ не дает ключа к пониманию магической силы этого средства и заряда, который он несет для нашего подсознания.

26. В своем докладе на тему коммуникации в Африке Леонард Дооб рассказывает об одном африканце, который прикладывал невероятные усилия для того, чтобы слушать радио BBC каждый день, хотя он и не знал английского языка. Для него было важно слушать позывные радио BBC каждый день в 7 часов вечера. Его отношение к речи было таким же, как к мелодии, звучные интонации несли достаточную смысловую нагрузку. В 17 веке наши предки еще не преодолели своего туземного отношения к определенным формам и средствам передачи информации, что становится ясно из высказывания француза Бернарда Лама (»Искусство разговора», Лондон, 1996 год):

«Вся мудрость божья заключается в том, что бог создал человека для счастья, чтобы он довольствовался в жизни лишь тем, что полезно: все съестное, что представляет собой пищу, притягивает в то время, как все остальное, что не может быть превращено в нашу субстанцию, не представляет никакого интереса. Речь, которую тяжело говорить говорящему, вряд ли приятна для слушателя; а высказывание не может произноситься с легкостью без проявления восхищения со стороны слушателей.»

27. В этом состоит теория равновесия человеческой диеты и выражения. Даже сейчас, после долгих веков фрагментации и специализации, мы стараемся постичь значение средств массовой информации.

Папа Римский Пий XII был очень глубоко заинтересован в том, чтобы серьезно изучить современную среду. 17 февраля 1950 года он сказал:

«Не будет преувеличением сказать, что будущее современного общества и стабильность его внутренней жизни в большой степени зависят от поддержания равновесия между техникой коммуникации и возможностями индивидуального восприятия каждого человека.»

28. В течение многих веков человечество преследовали неудачи. Подсознательное и покорное восприятие того, что говорят средства массовой информации, превратили их в тюрьму без стен для их пользователей. В своей книге «Пресса» A.J. Liebling отмечает, что человек не может быть свободным, если он не видит пути, по которому идет и если ему нужно ружье для того, чтобы он смог дойти до цели. Каждое средство массовой информации также является мощным оружием, при помощи которого можно атаковать другие группы и средства массовой информации. В результате нынешний век стал свидетелем многочисленных воин, которые не ограничивались сферами искусства и развлечениями. В своей книге «Война и человеческий прогресс» профессор Дж.Ю. Неф пишет, что все войны нашего времени явились последствием серии интеллектуальных ошибок:

29. Если формирующей силой в средствах массовой информации являются они сами, то это приводит к возникновению огромного количества более масштабных вопросов, которые упоминаются здесь лишь мельком, хотя они заслуживают того, чтобы о них были написаны тома. А именно, технологические средства массовой информации являются основными товарами и естественными ресурсами такими же, как уголь, хлопок и нефть. Любой из нас признает, что общества, чья экономика зависит от двух основных или более продуктов – хлопок, зерно, пиломатериалы, рыба и крупный рогаты скот – имеет определенную модель социальной организации. Упор на несколько основных товаров создает чрезвычайную нестабильность в экономике, но делает население более стойким и выносливым. Пафос и юмор американского юга заключается в экономике ограниченных товаров. Общество, которое формируется путем зависимости от нескольких товаров, воспринимает их как социальный долг точно также, как метрополия воспринимает прессу. Хлопок и нефть, радио и телевидение превращаются в постоянные психологические издержки для целого сообщества. Это распространенное явление создает уникальные культурные особенности каждого общества. Обществу приходится платить всем, чем только можно, за каждый товар, который поддерживает его жизнь.

30. Человеческие чувства, а все средства массовой информации являются их естественным продолжением, также поглощают огромное количество человеческой энергии. Они также формируют нашу осведомленность и социальный опыт, о чем совершенно в иной связи говорит психолог Карл Густав Юнг:

«Каждый древний римлянин был окружен рабами. Рабы со своей рабской психологией заполонили Италию, и каждый римлянин внутренне, но непреднамеренно стал рабом. Живя все время в атмосфере рабства, он через свою бессознательное заразился рабской психологией. И никто не в состоянии защитить себя от этого влияния. ( Статья для журнала «Аналитическая Психология», Лондон, 1928 год).»

Источник:  Tao Site http://www.tao.ca/mountain/mediumess.html
Перевод: Марина Филиппова, Сергей Карамаев.