Маршалл Маклюэн – философ и исследователь медиа

Электрическая эпоха и джаз

Все отсталые страны в глобальной деревне столь же включены в электрическую среду, как и американский негр или тинейджеры западного мира. Старшее поколение письменных обществ “подключается” не очень-то легко, ведь их чувства затвердели в зрительной форме. Но до-образованные, полуобразованные и необразованные индивидуумы нашего общества не только “подключаются”, но и выступают против старшего поколения и против механической культуры. Американский негр, который долгое время сосуществовал с данной письменной культурой, ощущает особенный гнев, когда “подключается”, потому что видит причины своей деградации в технологии, от которой его хозяева ныне отказываются. Когда в эпоху бед и страданий Первой мировой войны электрическая эпоха начала ощущаться, мир негритянского джаза выплеснулся наружу и покорил белый мир. Джаз – негритянский продукт, потому что он теснее соотносится с речевыми ритмами, чем с любым печатным текстом на бумаге. Примитивное, тактильное искусство и кинетически заряженные ритмы в музыке и живописи суть нормальный образ жизни любого неграмотного общества. Теперь они становятся основным модусом новейшей технологии. Эта новая электрическая технология, как всякая инновация, служит зеркалом, в котором мы со всё возрастающей ясностью видим старые технологии.

Из книги: Маршалл Маклюэн – “Война и мир в глобальной деревне”